Последние несколько лет борьба с коррупцией стала ключевой для органов власти и правоохранительной системы. Но в то же время часто это инструмент для борьбы с политическими оппонентами.
Воронежская область вот уже несколько лет не сходит со страниц федеральных и региональных СМИ, которые пишут о проявлениях коррупции в среде чиновников. Не отрицая существования данного явления, эксперты отмечают, что необходимо проводить более тщательный анализ фактов нарушения законодательства и только после этого давать его всестороннюю правовую оценку. Журналисты регионального делового издания встретились с руководителем Воронежского регионального отделения «Центра по борьбе с коррупцией в органах государственной власти» Александром ЛУНГУ, чтобы выяснить все ли истории из СМИ показывают коррупционные проявления или нет, а также обсудили итоги работы общественной организации в 2019 году.
«Практически 90% публикуемой информации о «фактах коррупции» — фейк, осознанный или подготовленный по непроверенной информации»
-Александр Герасимович, как начиналась Ваша работа в «Центре по противодействию коррупции в органах государственной власти»?
— На данное направление работы меня пригласили три года назад. Сначала я согласился решить лишь временные задачи, которые на тот момент стояли перед организацией. По стране активно открывались так называемые «Штабы» оппозиционера Алексея Навального, наполненные профессиональными кадрами, которые проводили активную работу особенно в областном центре. В ГУПах и МУПах, например, были подогретые оппозиционерами люди, которые если не полностью срывали ход каких-то мероприятий (например, в сфере ремонта и строительства дорог), то точно вставляли палки в колеса. Факты указывали на то, что это были хорошо спланированные акции, направленные на срыв сроков реализации национальных проектов.
Будем откровенны: Воронежскую область в 2016-м году очень лихорадило, были публикации на грани фола, которые подогревали общественность. Обилие фейковой информации могло привести к серьезным негативным последствиям: граждане просто перестали бы доверять органам власти. Поэтому стояли задачи — тщательно анализировать информационное пространство, выезжать на место конфликта и решать сложившуюся ситуацию. Иными словами, мы искали «сермяжную правду». Сейчас могу сказать, что практически 90% публикуемой информации о «фактах коррупции» — фейк, осознанный или подготовленный по слухам.
Постепенно у нас складывалась команда. В неё вошли люди, которые могли быстро проверять поступающую информацию и эффективно решать кризисные ситуации. Путём переговоров нам удавалось нейтрализовать большую часть конфликтов. Работать тогда приходилось по 18 часов в день, но от этой работы был видимый результат. Мы стабилизировали ситуацию в регионе, что положительно отразилось на имидже Воронежской области, снижении социальной напряженности. Естественно работали мы в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами.
Сегодня у нас есть собственное помещение-приемная, которое нам выделили по поручению экс-губернатора А.В. Гордеева. Мы окончательно определились с направлениями работы: решение проблем населения, а также помощь органам власти и управления. Некоторые считают, что раз организация – общественная, она должна находиться чуть ли не в оппозиции к власти. Я считаю иначе: лишь в тесном сотрудничестве общественников и чиновников целый пласт проблем может быть снят в относительно сжатые сроки. Общественная организация – мостик между населением и правительством, который помогает скорректировать деятельность чиновников, сделав ее более прозрачной. Чиновники делают серьезный объем работы. Другое дело, что у многих из них на глазах как будто есть некие шоры, из-за которых они не видят дальше своего функционала.
Решать проблемы проявлений коррупции в связке с действующей властью
— Все-таки, какие направления работы являются приоритетными для «Центра по противодействию коррупции в органах власти»?
Мы выбрали следующие направления работы. Во-первых, общественные приемные. Люди могут прийти, рассказать, написать заявления. Мы выслушиваем и решаем вопрос. Если же он не касается противодействия коррупции в ОГВ, то мы вынуждены отправить человека в другое ведомство, которое поможет решить возникшую проблему. Причем, приемные работают не только в Воронеже, но и в ряде областных центров. Эта форма взаимодействия полезна не только для жителей региона, но и для чиновников.
Второе направление – профилактика коррупционных проявлений. Это и работа с молодежью (школьниками, студентами, учащимися техникумов), и с управленческим звеном. Многие работники администраций на муниципальном уровне по незнанию нарушают законодательство о коррупции, поскольку либо вообще не имеют юридического образования, либо его не хватает при рассмотрении частных случаев. Например, человек вовремя не подал декларацию, а его тут же обвиняют в нарушении законодательства и увольняют. На наших семинарах мы в обязательном порядке рассматриваем такие вопросы, и чиновники со своей стороны начинают понимать всю степень ответственности. Хотя безусловно, есть люди, которые специально и преднамеренно нарушают законодательство, их нужно наказывать, но в остальных случаях требуется особый подход.
Созданная нами программа «Антикоррупционный всеобуч» состоит из двух частей – для уже работающих представителей органов власти и управления и для молодого поколения. Отмечу, что школьникам и студентам не просто преподносится сухая теоретическая информация о проблеме, но и проводятся многочисленные конкурсы и другие интерактивные мероприятия.
— Почему так важна работа с молодежью?
— В будущем именно сегодняшние молодые люди станут руководителями администраций на своих территориях, возможно, свяжут свою жизнь с государственной службой. Поэтому в форме круглых столов, конкурсов мы прививаем нетерпимость к проявлениям коррупции в органах власти. Я не хочу, чтобы у подрастающего поколения на подкорке было записано желание «отблагодарить» за любую полученную услугу. У детей должно формироваться отвращение к взятке. Если им привить такое отношение, они и на родителей будут распространять такую позицию. И будут трансформировать свое окружение. Нужно активно работать именно в этом направлении.
— Вернемся к третьему направлению работы Центра.
— Что касается третьего направления, то оно включает в себя работу в различных комиссиях при органах государственной власти. Я являюсь членом комиссии по профилактике коррупционных проявлений при губернаторе Воронежской области. Не могу не отметить высокий профессионализм руководителя Управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Анатолия Акименко. Практически все мероприятия, которые я предлагал по противодействию коррупции, всегда находят поддержку у органов власти, более того, многие мероприятия проводятся при тесном сотрудничестве с Управлением и департаментами Правительства. Это позволяет Воронежской области занимать высокие места в рейтингах по противодействию коррупционных проявлений. На мой взгляд, нужно как можно активнее вовлекаться в работу различных комиссий при департаментах и управлениях. Если комиссии по этике, конфликту интересов работают в закрытом формате, то они «лечат сами себя», что неправильно. Будем продолжать деятельность по привлечению общественных организаций в комиссии.
Работаем мы и над созданием информационной повестки. Как я говорил ранее, если нам не удастся создать определённое общественное мнение, за нас это сделают наши оппоненты. Они, надо признать, выпускают качественный контент и умеют взаимодействовать со СМИ. Нам пока в этом плане не хватает опыта и финансовой составляющей. В конце 2019 года я принял решение начать плотную работу со СМИ, только тогда люди будут знать, что происходит в органах власти на самом деле. Нужно создать Попечительский совет, распределением средств в котором занималась бы комиссия. Какого специалиста привлечь, с какой юридической фирмой заключить договор о сотрудничестве, кто из экспертного сообщества смог бы дать свой комментарий – все эти вопросы могут быть решены благодаря Попечительскому совету. В свою очередь, люди видят эффективность работы и благодарят за это органы власти. Но любая работа, в том числе и на уровне регионального отделения, должна оплачиваться.
Таким образом, мне удалось сформировать новый вектор развития Центра по противодействию коррупции. В Москве данная программа уже получила высокую поддержку.
Эффективная работа – залог успешного развития в будущем
— Александр Герасимович, каковы результаты работы организации в 2019 году?
— Работа была крайне интенсивной. Благодаря поддержке Управления по профилактике коррупционных проявлений и департамента образования и молодежной политики, Центру НКО, нам удалось получить грант от правительства региона. Удалось активизировать работу Молодежного правительства. На специальной комиссии среди студентов был проведен конкурс, по результатам которого наша сотрудница стала руководителем Центра по противодействию коррупции при Молодежном правительстве. Сейчас она дублер заместителя губернатора по противодействию коррупции. Она хорошо ориентируется в той среде, о которой мы говорим, формирует вокруг себя новую реальность.
В этом году мы открыли два отделения: в Россоши и Лисках, теперь вместе с Павловским отделением их три в Воронежской области. Пришлось скорректировать кадровую политику. Много времени, сил и энергии было потрачено даже не на открытия отделений, а на обучение их сотрудников и представителей муниципальных органов власти. Благодаря активной работе реготделения г. Лиски была обезврежена целая банда, работавшая на птицефабрике и отбиравшая часть финансовых средств у сотрудников предприятия. Ведется работа с учреждениями здравоохранения и жалобами на совершаемые преступления. Как мне кажется, если региональные отделения работают, дают положительный результат, значит, нужно и дальше заниматься их активным развитием.
В прошлом году при содействии Управления и департамента образования и молодежной политики, мы провели конкурс «Мир против коррупции» на базе Воронежского юридического техникума. В конкурсе приняло участие более 200 человек. Были 4 номинации: «Создание видеоролика», «Написание эссе», «Кроссворд», «Карикатура». Молодые люди подошли невероятно серьезно к проблеме антикоррупционного просвещения. Церемония награждения также получилась достаточно торжественной и эмоциональной. 9 декабря, в день борьбы с коррупцией в России, мы наградили 50 лучших ребят, чьи работы были отобраны на специальной комиссии и показались нам наиболее сбалансированными, творческими и проникновенными. Участие в церемонии приняли представители Правительства ВО и муниципальных органов власти. Мы вышли с предложением сделать такой конкурс на федеральном уровне. Работы участников этого года можно будет встретить в фойе кинотеатров, областного правительства и других выставочных площадках.
В прошлом году мы активизировали информационную работу: в большом количестве проводились круглые столы, работали телефоны доверия. Кроме того, мы приступили к разработке собственного мобильного приложения: если человек сталкивается с каким-то нарушением (плохое качество дорожного полотна, незакрытый люк и т.д.), он фиксирует его на камеру мобильного телефона и отправляет информацию в адрес профильного департамента и к нам на сайт. Если работа приложения будет успешным, мы подключим к нему все управления и департаменты.
Большую часть рабочего времени занимает прием граждан. Мы получили порядка 1000 обращений за год. В дальнейшем мы будем привлекать и другие юридические организации, которые будут оказывать помощь в решении сложных ситуаций. Конечно, это отнимает огромное количество сил и времени.
Отмечу, что наш Центр начинает выстраивать межрегиональные связи. Радует, что в других субъектах мою позицию слышат и принимают. В регионы я пришел через общественные организации, которые не имеют отношения к борьбе с коррупцией: через ТПП, общественные палаты, региональные отделения ОНФ. Да, эти организации работают, но они не имеют достаточно серьезного антикоррупционного базиса, который есть у нас, и именно совместная работа позволяет повысить эффективность. В прошлом году мы проводили в Белгородской области 3-х дневный семинар по профилактике коррупционных проявлений среди муниципальных служащих. Полноценная работа на постоянной основе позволяет организации приобрести нужную репутацию.
Прошлый год стал якорным, он дал понимание, в каком векторе двигаться в следующие три года. Работу нужно делать планомерно, напрямую сотрудничая с департаментами. Необходимо поднимать проблемные темы, не замалчивать их, бороться с фейковыми новостями. Нужно бороться с открытым забралом и привлекать общественные организации к совместной работе. Наша задача – защита интересов населения и помощь органам власти.
КСТАТИ
Межрегиональная общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» создана в сентябре 2006 года, зарегистрирована в установленном Законом порядке 15 декабря 2006 года. С декабря 2006 года по февраль 2010 года созданы и работают 36 региональных отделений.
C 18 мая 2010 года Организация перерегистрировалась в Общероссийскую общественную организацию, имея 44 региональных отделения.
К целям и основным направлениям деятельности Центра относятся:
— содействие институту Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации в реализации масштабной и последовательной политики в сфере противодействия распространению коррупции в органах государственной власти:
— содействие определению приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации;
— содействие формированию общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;
— участие в информационном противодействии и профилактике распространения коррупции в органах государственной власти в порядке, установленном законом.
Для достижения уставных целей Центр в соответствии с действующим законодательством:
— содействует объединению граждан, занимающих активную гражданскую позицию по вопросам противодействия коррупции;
— ведет аналитическую работу по выявлению причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции;
— разрабатывает предложения по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, и доводит их до сведения органов государственной власти в установленном законом порядке;
— содействует защите прав и основных свобод граждан от противоправных решений и действий представителей государственных и иных структур власти в установленном законом порядке;
— информирует общественность и правоохранительные органы государственной власти, через средства массовой информации и общественные запросы в контролирующие органы государственной власти, о выявленных случаях коррупции и других правонарушений;
— участвует в федеральных и региональных программах и акциях, направленных на борьбу с коррупцией, преступностью и терроризмом.
В перечень реализованных проектов необходимо отнести проведение и участие Центра в многочисленных семинарах, форумах и совещаниях с обсуждением антикоррупционной проблематики, в частности:
— по выявлению коррупционных рисков в рамках правоприменения 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении гособоронзаказа и формирования ценообразования;
— эффективного ценообразования и контроля за обоснованным расходованием денежных средств при поставках продукции по гособоронзаказу и минимизации коррупционных рисков при взаимодействии с госзаказчиком.
С более подробной информацией о деятельности Центра можно ознакомиться на сайте Организации по адресу: http://www.akcentr36.ru/.
В ТЕМУ
Общественный контроль является важным средством обеспечения законности в сфере государственного управления, повышения эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижения рисков принятия и реализации противоправных и (или) противоречащих общественным интересам решений, механизмом обеспечения социальной и политической стабильности в обществе, более полной реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства.
Развитие институтов общественного контроля указывается в числе главных мер по профилактике коррупции. В условиях отсутствия общественного контроля, роль административного усмотрения чиновников возрастает до уровня вседозволенности, что для развитого гражданского общества является недопустимым.
Анализ существующей практики общественного контроля в Российской Федерации свидетельствует, что целостная система общественного контроля в стране отсутствует, а эффективность проводимых мероприятий в большинстве случаев крайне невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что ведет к росту коррупции, неудовлетворенности граждан, нарастанию социального напряжения в обществе. Одна из главных проблем состоит в том, что существующее правовое регулирование общественного контроля в Российской Федерации фрагментарно и поверхностно. В действующем законодательстве отсутствует определение общественного контроля, не указаны его основные формы и методы, в большинстве случаев, отсутствуют конкретные механизмы его реализации. Законодатель часто ограничивается исключительно констатацией общественного контроля, а имеющиеся в отдельных законах и нормативных правовых актах (далее – НПА) более развернутые формулировки, никак не объясняют сути и, главное, порядка осуществления общественного контроля. Другими словами, существующий уровень правового регулирования не способствует тому, чтобы деятельность отдельных субъектов и институтов общественного контроля сложилась в целостную систему. Вторая большая проблема – низкая вовлеченность широких масс населения в осуществление общественного контроля за деятельностью государственных органов власти и местного самоуправления. Во многом это связано с низким уровнем межличностного доверия в российском обществе, а также низким уровнем доверия населения к самим институтам гражданского общества.
Автор: Лидия Дробышева
Источник: ЭКОНОМИКА ЧЕРНОЗЕМЬЯ и ЖИЗНЬ РЕГИОНОВ